Россия и Грузия прорубят транспортное “окно” в Армению?

Переговоры в Праге между заместителем главы МИД России Григорием Карасиным и спецпредставителем премьера Грузии по связям с Россией Зурабом Абашидзе завершилась важным сдвигом.

Стороны решили фактически реанимировать в договор “О торговых коридорах”. Подписанный в 2011 году документ позволяет сторонам торговать и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса бывших грузинских автономий.

Замглавы МИД РФ заявил “Ъ”, что речь идет о серьезном прогрессе в практической области. Зураб Абашидзе, в свою очередь, заявил, что достигнута договоренность “действовать малыми шагами”. По его словам, стороны решили обсуждать лишь те вопросы, которые в принципе можно решить, “не переходя красные линии”. Для Москвы и Тбилиси — это статус Абхазии и Южной Осетии, а также нахождение на их территории российских войск.

Оставив за рамками консультаций острые политические разногласия, участники вчерашних переговоров смогли добиться серьезного прогресса в торгово-экономической сфере. “Мы решили задействовать договор 2011 года, позволяющий нашим странам развивать торгово-экономические и транспортные отношения”,— сообщил Абашидзе.

Речь идет о “Соглашении между правительством Российской Федерации и правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами” от 9 ноября 2011 года. Договор был оформлен в результате сложных переговоров по вступлению РФ в ВТО: после встречи с президентом США Бараком Обамой тогдашний лидер Грузии Михаил Саакашвили снял вето на вступление РФ в организацию — но лишь с тем условием, что через территории Абхазии и Южной Осетии пройдут торговые коридоры из России в Грузию, а стороны пригласят международных посредников, которые будут контролировать поток грузов и маркировать их.

Такая система позволила бы сторонам обойти щекотливый вопрос таможенного оформления грузов на границе, а также задействовать автомагистраль через Южную Осетию, что особенно важно для Армении, поскольку Военно-грузинская дорога, республику с Россией, часто закрывается из-за погодных условий.

Как отметил Григорий Карасин, речь все еще идет о задействовании трех коридоров. Один из них начинается вблизи Сочи и, проходя через Абхазию, заканчивается в городе Зугдиди. Второй коридор стартует около североосетинского села Нар и, проходя через Южную Осетию, заканчивается в Гори, а третий расположен у КПП Казбеги–Верхний Ларс. Роль оператора таможенных пунктов будет по договоренности Москвы и Тбилиси играть швейцарская компания SGS, предоставляющая услуги в сфере инспекций и сертификации.

Представители властей Швейцарии посетят Москву и Тбилиси в конце марта, чтобы обсудить остающиеся нерешенные вопросы. Прежде всего сторонам предстоит определиться, где именно будут расположены таможенные пункты После того как будет решен вопрос с расположением таможенных пунктов, Россия и Грузия должны будут подписать соглашение с SGS. “Мы готовы это сделать. В Праге достигнут серьезный прогресс в практической области. Теперь будем продолжать двигаться к тому, чтобы все это заработало”, – подчеркнул Карасин.

Источник: verelq.am

Ответить